?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Русский остров



Что мы знаем об этом острове? То, что он находится рядом с Владивостоком. Что был когда-то главной крепостью города – форпоста России на Дальнем востоке. А еще: на Русском долгие годы дислоцировалась база Тихоокеанского флота с кучей учебок и собственным жутким дисбатом, куда отправляли крепко проштрафившихся морячков на год или два учить Устав и до отупения маршировать по плацу в любое время года…

Но так получилось, что грозные корабельные орудия, установленные здесь еще в дореволюционной России, так и не выстрелили ни разу по врагу, а Тихоокеанский флот, съежившись в своих размерах до флотилии, - и вовсе съехал с заповедных территорий… На остров лет так на десять пришла тишина и забвение…


И ровно до тех пор, пока кому-то из местных руководителей не пришла в голову блестящая идея: построить на Русском «Город солнца». Ну, в современном понимании этого слова – зоны элитного отдыха, вилл уважаемых людей во главе с резиденцией Самого. До кучи -  новые здания Университета и казино. Хороша идея, капиталоемкая! И повод нашелся – очередной совет АСЕАН-2012.

Мне довелось побывать здесь незадолго до саммита, когда еще пыль столбом стояла по всему Владивостоку и Русскому острову. Весь край тогда напрягся в ужасе, а вдруг не успеем. И новая дорога от аэропорта, невидимые ранее здесь развязки, пилоны строящихся гигантских мостов - все выводило к бухте и парому, который шел на Русский.

Поначалу слегка царапнула цена получасовой переправы – почти 30 долларов с машины (я был на арендованном японском диване «Марк-2»). Спросил, а как местные, что ездят на работу во Владивосток? Те, оказывается, пользуются плашкоутами – подешевле выходит… Потом – масштабы строительства. Они действительно циклопичны. Один только мост через Амурский залив чего стоит – больше километра… Кругом развороченные сопки, котлованы, строительный шум и треск, грузовики в клубах пыли. Пахло большой стройкой и большими вложениями.

Не стану оспаривать целесообразность – мало, что знаю для этого. Но помню, например, еще в восьмидесятых, были мечты создать в приморском транспортном узле современную площадку перевалки грузов для Транссиба, не догружен ведь и по сей день. Были и молодые энтузиасты-асушники, которые создавали для Владивостокского контейнерного терминала не имевшую по тем временам аналогов программу  автоматизации – я о них писал серию статей в «Красном знамени». Слышал, что за создание чего-то подобного выступают в Приморье и сейчас, считают, что вбухивание миллиардов долларов в офисные здания под одно-единственное дежурное мероприятие, практическую ценность которого не оспорил только ленивый, непозволительное для сегодняшней российской экономики транжирство. Но ведь понятно: у нас понты всегда дороже денег!..

А еще люди, «аборигены»… Они какой уж год живут рядом со стройкой века. Все, что было здесь построено раньше, давно пришло в негодность и поражает своей ветхостью. Такие бараки 50-х я видел разве что на Крайнем севере, до которого давно уже никому нет никакого дела.

И ощущение тупой депрессухи, едва свернешь от стройки вглубь острова, ощущаешь буквально кожей!.. Она и в равнодушных взглядах людей, и безвольных позах. И трудно их за это винить. Что только им не обещали, только, дескать, потерпите. И они терпят и верят – чего уж там, авось, в этот раз власти не обманут, не забудут. Речь о благоустройстве поселков, новых домах и переселении желающих на материк…

И я почти уверен: на этот раз не обманут! Те, кто понастроит в оконцовке здесь личных дворцов, захотят жить как боги. А боги, как известно, милостивы…

Анатолий Струнин

Приморье, Русский остров







































Содержание::