?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись



Сегодня выносят отложенный с пятницы приговор участникам шествия и митинга 6 мая 2012 года. Почти два года потребовалось для того, чтобы суд убедился в их виновности. Вопрос только, в какой степени. И самое время вспомнить, а как все это выглядело тогда, какими были наши впечатления сразу и по горячим следам. Вот почему я публикую сегодня текст, написанный почти два года назад. И в нём я не поправил ни строчки. Хотя, скажу по правде, руки чесались. Итак, что это было, 6 мая 2012 года?

Я знаю, что сегодня вновь пойду на Болотную, а потом, если успею, – на Поклонную, на другой, провластный митинг. Буду снимать и думать над тем, что увижу. Поэтому этот пост решил начать за три часа до начала этих акций. Для того, чтобы сравнить свои ощущения «до» и «после».

Не преувеличу, если скажу, что некоторое настроение уныния просматривалось в оппозиционном движении в последнее время. Особенно это чувствовалось накануне «марша миллионов» и, соответственно, «празднования» юбилея ОНФ в Москве 6 мая. Такого драйва, что буквально электризовал атмосферу зимой после думских выборов, сегодня уже не наблюдается. Наоборот, столица готовится к обороне – кругом полиция, заграждения, вереницы грузовиков с ОМОНом и военными Внутренних войск. И уже вот-вот начнут съезжать в город вереницы автобусов с отмобилизованными народнофронтовцами. Мы видели уже их угрюмые лица и натужное ликование на других мероприятиях, которые «за». Увидим сегодня вновь.


Такое ощущение, что все устали. Разочаровались. Сдались. Куда-то делся Немцов, Пархоменко, Дмитрий Крылов. Даже несгибаемый Удальцов и тот, видимо, притомился от своей кипучей трибунной деятельности… Что-то не очень внятное сказала Хакамада. Поумничал Третьяков, умудрившись в очередной раз изъясниться так, чтобы за своего приняли и наши, и ваши. И лишь один Навальный вновь оказался на высоте - просто и без пафоса объяснив всем, что происходит и почему, а главное – что делать?..

И кажется, что власть переиграла оппозицию. Просто и незатейливо, противопоставив ей огромные бабки и административный ресурс – переплюнули и перекричали, в общем. И не важно уже почти никому, какой привкус имеют все эти мероприятия в поддержку действующей власти, какие чувства и настроения они вызывают даже у тех, кто в них участвует... Главное: они такие же массовые и однозначно «за».

Исходя вот из таких нехитрых соображений я поехал на Болотную. Даже запасной батарейки не взял – что там снимать, если придет пару тысяч человек, покричит вслед ушедшему поезду, да на этом успокоится…

И ошибся. На Болотную и на этот раз пришло народу ничуть не меньше, чем зимой.
Креатива хватало и на этот раз с избытком. Но что-то все-таки изменилось. И опять же в настроении. Несмотря на шутки, плакатный стёб и даже на импровизированный духовой оркестр, народ шел в колонне как-то не очень уж оптимистично. Да, вновь были лидеры – и Немцов, и Каспаров, и Касьянов, Удальцов и Чирикова… Но кажется, никто особенно не ориентировался на авторитеты, манифестанты сами организовывались в группы, самостоятельно, без команды, шли как и куда хотели, порой обычной толпой… Да и обилие ОМОНа, полиции и внутренних войск – все как-то не предвещало ничего хорошего…

Так и случилось. Удальцова «свинтили» прямо на сцене, на глазах у его почитателей, потом также, буквально на руках, уволокли Навального, аккуратненько «сняли» Немцова… А после этого вся плотная масса ОМОНа пришла в движение – одна, другая шеренга, толпу разрезали на сектора и пошли задержания. Мотивов задержания я не заметил, людей – тех, что ближе, просто выхватывали из толпы и волокли в автозаки. По кому-то при этом очень серьезно проходились дубинками… Действовали заученно и очень жестко…

В общем, все, на этом можно ставить точку. Больше митингов и шествий не будет. Ровно по таким же причинам, по каким их не бывает на Маяковке по 31-м числам каждого месяца.

И мне очень жаль, что так все выходит. Все-таки поначалу казалось, что вот оно – пошло становление гражданского общества, того самого, которому не все равно, что будет «с Родиной и с нами»… В основной массе на шествие ведь шли не радикалы и оппозиционеры в буквальном смысле слова, а обычные люди – интеллигентные и думающие. И по факту их обломали. И власти, и нынешние лидеры протестного движения, которые на этот «марш миллионов» не предложили ни единой тактики, ни программы на будущее. И не случайно поэтому, что трибуна нынешнего митинга оказалась совсем невостребованной. Такую вот реплику услышал в толпе, когда один из участников подошел с какой-то претензией к омоновцу: «У вас свои организаторы, у нас – свои», - отрезал тот. Получается, что их организаторы оказались более эффективными менеджерами…

А на Поклонную я не успел. Но уверен, что там все было хорошо и без меня.

Анатолий Струнин


























































Комментарии

( 10 комментариев — Оставить комментарий )
publicenemy
24 фев, 2014 06:42 (UTC)
Гражданское общество – это не тогда, когда люди вместо работы флагами машут. Гражданское общество – это когда личная территория ограничена не квартирой, а как минимум прилегающей к дому территорией. Это когда человек не кидает мусор где попало, а несёт его до урны, даже если урна далеко. Это когда он корзинку в супермаркете не швыряет кое как у кассы, а кладёт так, чтобы за ним стоящим тоже было удобно положить. Гражданское общество – это когда пешеходы переходят дорогу на зелёный свет, а водители не занимают перекресток на красный и не стоят на пешеходных переходах.

Я – против митингов. Но я против совсем не потому, что меня всё устраивает. Меня очень многое не устраивает. Но митингами проблему не решишь. А вот если бы все эти люди вместо махания транспарантами взяли бы мётлы и убрались бы на той Болотной или где-то еще, пользы было бы намного лучше. Почему? Да потому, что это объединяло бы людей, а не разобщало. А еще потому, что это бы создавало город для людей.

А про задержания – в Киеве не задерживали сначала, да... Результат мы видили на прошлой неделе. Мне что-то такого в Москве не хочется.

Edited at 2014-02-24 06:43 (UTC)
a_strunin
24 фев, 2014 07:57 (UTC)
Спасибо, Ваша позиция понятна. Мне она не близка. Про теорию "малых" дел я в курсе. Видели и помним еще с коммунистическим субботников...Но митинги - эта крайняя форма протеста общества, когда его не слышат и не собираются слышать!.. В Киеве как раз все началось с немотивированного жесткого разгона мирного протеста, почти как на Болотной. А то, что сейчас, - это уже называется народно-освободительным движением. Причем, независимо оттого, нравится вам это или нет!..
publicenemy
24 фев, 2014 10:35 (UTC)
Нет, дел не в теории малых дел. Дело в том, что чем больше нормальных людей, тем лучше они живут. Вот глядя на людей на Болотной, я вижу тех людей, которые после Макдональдса швыряют стаканчики на асфальт, а потом говорят, что город грязный, а власти виноваты. И это не просто так: я реально вижу таких людей ежедневно по утрам.

Про немотивированный разгон в Киеве мне судить сложно – информация с разных сторон разная, я не могу верить ни одной из них. Но вот такое "народно-освободительное движение", как нарисовалось сейчас, мне как-то не очень нравится. По Януковичу и его шайке нары давно плачут, но это совсем не повод битами избивать несогласных. Это примерно как люди с Болотной начали бы своих стариков-оппонентов битами по голове крушить. Так хорошую жизнь не построишь.

Edited at 2014-02-24 10:36 (UTC)
last_sopwith
24 фев, 2014 06:58 (UTC)
Ну добьетёсь, что будет как в Киеве.
Лично у меня вызывает резкое неприятие позиция фотографов, типа вот я такой снимаю "что есть", а сам не при чем.
Пока фотки на флешке Вашего гаджета - да, Вы тут не при чем. Как только они "получили жизнь", появились в инете, Вы им дали путевку в жизнь и несете полную ответственность за возможные последствия.
Так что если стараниями А.Струнина Россия окажется втянута в какой-либо политический понос, и, возможно, пострадают люди, возьмете на себя ответственность за кровь?
a_strunin
24 фев, 2014 07:58 (UTC)
Вы бы лучше проходили мимо, мне с такими, как вы, не о чем говорить!..
a_strunin
24 фев, 2014 09:02 (UTC)
Вот ведь, оказывается, какой - еще и тексты у меня тырил и цепляя их к своим говнофоткам. Такие вы, блядь, защитники режима!..Пшел вон отсюда, говнюк!..
a_strunin
24 фев, 2014 10:53 (UTC)
Вот ведь, оказывается, какой - еще и тексты у меня тырил и цепляя их к своим говнофоткам. Такие вы, блядь, защитники режима!..Пшел вон отсюда, говнюк!..
(Удалённый комментарий)
a_strunin
24 фев, 2014 08:55 (UTC)
Да, конечно, - не утомляйте себя сложными и нравственными вопросами!.. А пример демагогии и политической проституции, который вы привели, причем, человека, которого я лично хорошо знаю, рассчитан на идиотов. Наслаждайтесь!..
(Удалённый комментарий)
a_strunin
24 фев, 2014 09:16 (UTC)
Вот ведь действительно идиотка, прости Господи! Задает вопросы "мало крови"?.. А где вы видели у меня ее желание? Идете вон!..
a_strunin
24 фев, 2014 10:01 (UTC)
На шестой с низу фотографии - Денис Луцкевич. Приговорен к 3 годам и 6 месяцам колонии за участие в мирном протесте.
( 10 комментариев — Оставить комментарий )