Анатолий Струнин (a_strunin) wrote,
Анатолий Струнин
a_strunin

Categories:

Провокация в Гуггенхайме...



В начале ноября галерея Гуггенхайма в Нью Йорке наиболее полно оправдала свою архитектурную особенность: центральный зал, в виде своеобразной высокой и светлой ротонды, был плотненько проинсталлирован ретроспективной экспозицией модного художника итальянского происхождения - Маурицио Каттелана (Maurizio Cattelan). И мне, видимо, повезло: удалось побывать там до официального открытия выставки. Приятные леди, регистрировавшие журналистов перед пресс-показом, даже не стали разглядывать российское удостоверение: «О, вы из Москвы? Ю велкам!..».

Уже в последствии, прочитав с десяток отзывов о творчестве художника, я понял, что попал на знаковую выставку, а сам Каттелан - невероятно крут. Работы его повидали многие музеи мира и снискали автору устойчивую репутацию шутника и провокатора. Объектами его творческого внимания стали исторические события и персоны, политика и идеология современного мира. Но поначалу, только войдя в зал, я подумал: стану разглядывать и вникать – крыша съедет... Лучше буду фотографировать, а размышлять – потом.


Инсталляция начинается с первого этажа и поднимается до самой крыши. Это удобно и логично. Можно не спеша идти вверх по пандусу и знакомиться с разными периодами творчества художника. Работы, которые раньше выставлялись как отдельные законченные произведения, сейчас объединялись в единую концептуальную экспозицию. Тема ее, как комментируют некоторые искусствоведы, - смерть. Во всех проявлениях. Ну, не только, конечно смерть. Среди фигур повешенных мальчиков, завёрнутых в ткань «трупов», вполне живыми и натуральными выглядели животные, спящие сеньоры, женщина топлес, кающийся Гитлер и слегка придавленный здоровенным метеоритом Папа Павел II…

Стиль, в котором работает художник, называется гиперреализм. Что это такое, можно отчасти понять по тому, как и из чего выполнены его произведения. Например, животные сделаны вовсе не из папье маше и шкуры у них – не раскрашенный плюш. Все натуральное, как изделия из таксидермической мастерской.

Все работы, как я уже говорил, оказались подвешенными на специальных трапециях до самого стеклянного потолка. И за исключением «Юного барабанщика» (он время от времени как заводная кукла молотил по своему красному барабану), были статичны. Но удивительное дело, когда поднимаешься вверх по периметру зала или спускаешься вниз, у тебя возникает ощущение движения, перемены места и сюжетов, но и настроения. И может быть, именно этого добивался Каттелан, устраивая подобным образом свою необычную выставку.

А теперь самое время подумать вот над чем: как относиться к подобного вида искусству? Сказать, что все было понятно – погрешить перед истиной. И даже названия в специально изданном каталоге мало этому помогали. Вот например, читаем «Если дерево падает в лесу, и рядом никого нет, издаст ли оно звук» - ищем соответствие в экспозиции. И сто процентов ошибемся! Это ни разу не дерево, а ослик, везущий куда-то старый телевизор... Или – «Девятый час». Тоже не часы, а та самая инсталляция с Павлом II, купленная, кстати, кем-то за восемьсот с лишним тысяч долларов - о как!.. И, следовательно, если есть спрос на работы этого художника, значит есть и люди, которые понимают в этом толк.

…Уже в Москве, я упомянул в одном из разговоров с коллегами посещение Гуггенхайма. Женщины тут же встрепенулись: как же, знаем – любимое местечко Керри Бредшоу!.. Оказывается героиня популярного сериала «Секс в большом городе», которую играет восхитительная Сара Джесика Паркер, считает эту галерею символом Нью Йорка, местом, где, как минимум, можно избавиться от душевной меланхолии… Ничего не скажу насчет меланхолии, но вот с первым ее утверждением, согласен на все сто!..

Анатолий Струнин

Нью Йорк
Ноябрь 2011







































































Tags: 2011, Америка, Музейные истории, Репортаж, Трэвел
Subscribe

  • ИНДИЯ – РОДИНА СЛОНОВ

    На улице метель и мороз. Значит, самое время вспомнить и рассказать о волшебном путешествии в Индию, откуда вернулся всего лишь неделю назад. О…

  • ИСТОРИЯ ЛЮБВИ

    Ну, а сейчас – о самом красивом. О любви. Но не просто, а мифологической. Была такая древнегреческая легенда о скульпторе Пигмалионе, который…

  • ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

    Для любителей седой старины сам Севастополь и его окрестности - просто раздолье. Памятники культуры буквально за каждым поворотом - от древней…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment