Анатолий Струнин (a_strunin) wrote,
Анатолий Струнин
a_strunin

Category:

КРЕЙСЕР ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВА



Военный корабль «Белфаст», что навечно пришвартован между Лондонским и Тауэрским мостами в Лондоне, многие из наших почему-то сравнивают с питерской «Авророй». Ну, и почему бы нет? Лично мне после визита на «Белфаст» это перестало казаться такой уж большой натяжкой. Оба эти корабля заслужили свои почести. Их боевой путь был разным, но, безусловно, достойным. А теперь они, начищенные и покрашенные по парадному, прикованы к набережным своих великих городов и мирно доживают свою жизнь в качестве музейных экспонатов.

Конечно, крейсер «Белфаст» был спроектирован и построен немного в другую эпоху, чем «Аврора». Поэтому его обустройство и мощь значительно превосходят питерского собрата. Старушка «Аврора» ходила на угле, а «Белфаст» - уже на мазуте. Да и палубное вооружение не сравнить, как и средства связи, электрические приводы и приборы!.. Когда «Аврора» сражалась в русско-японской войне на Тихом океане, многие вещи из оснащения «Белфаста» еще и не были даже изобретены, например, радиолокация…

Ещё материалы из Лондона:

Лондон



А сейчас вот – они, перед тобой, все внутренности корабля, заботливо распиленные и подсвеченные. И я представляю, как здорово быть мальчишкой и лазить с утра до вечера по его крутым трапам, воображать себя то рулевым матросом, то артиллеристом, а то и командиром этого настоящего боевого корабля. Лучшего для так называемого патриотического воспитания и не придумаешь!.. При этом абсолютно все можно потрогать и покрутить – не возбраняется. И это, заметил, интересно не только малышне, но и взрослым дядькам, которым, может быть, в жизни не повезло хоть однажды выйти в море (на круизном лайнере не в счет!), чтобы хлебнуть морской романтики. Вот и приходится добирать…

К счастью, в моей жизни это было. Поэтому на «Белфасте» я готов был на каждый комингс ронять по одной скупой мужской слезе. Все казалось на удивление привычным, даже тот легко узнаваемый и характерный корабельный запах, хотя и служил я уже тоже в другое время и в другой стране. В той стране, которая, кстати, была союзницей Великобритании во Второй мировой войне. И в боевых заслугах у «Белфаста» как раз значатся сопровождение караванов с военной помощью Советскому Союзу в Арктике – в Мурманск и Архангельск.

Но не только ностальгия по военно-морской молодости «душила» меня на «Белфасте». Было грустно еще и оттого, что овеянное славой прошлое нашего военно-морского флота - это действительно уже прошлое. В буквальном смысле. Сегодня от былого величия почти ничего не осталось, жалки крохи надводного военно-морского флота страны можно увидеть в бухтах Владивостока, Черного и Балтийского морей. Не скажу точно, сколько всего осталось, но точно уже не на порядок, а в десятки раз меньше, чем было. Это вам подтвердит любой житель Владивостока, который помнит рейд и причалы с кораблями всего лишь двадцать с небольшим лет назад. А сейчас там у стенки всего четыре-пять кораблей, из который большинство – вспомогательных…

А ведь вместе с флотом уходит в прошлое очень многое. И судостроение, которое в СССР и было-то в основном военным, и изобретательство новых технологий, и просто люди, которые умели что-то делать руками и думать головой... А сейчас вместо них - пиарщики, менеджеры и юристы. То есть люди, которые всегда нам объяснят и обоснуют, на хрена нам что-либо вообще нужно строить. Нужны корабли? Ну, купим у французов – я про «Мистрали», если кто не понял…

Что еще уходит с флотом? Гордость и доблесть, отвага и подвиг, когда людям понятно, что звучит во фразе «Моряки не сдаются!..» или в слове «братишка». Уходит особенность и красота приморских городов, растворяются в прошлом романтика и кураж, когда бескозырка и бушлатик морячка в отпуске, запросто окупали все тяготы и лишения его длительной службы... Зато сейчас тельняшечки, исконно морской элемент формы одежды, со смыслом и историей, в след за десантниками напялили на себя и омоновцы – вот это-то что за дикость!..

И вот мы подошли к самому главному: в чем же разница в судьбах двух героических кораблей? «Аврора» у нас – это памятник, чуть ли не мемориал, где должно быть все тихо и почтительно. А «Белфаст» - это символ не только прошлых побед, но и доказательство того, что нации все по плечу, что жизнь и прогресс продолжаются. Настанет лихая година и Великобритания вновь будет способна на подвиг, которым по факту и было создание в свое время новейшего и самого лучшего корабля тех лет – крейсера «Белфаст».

А мы-то где тогда будем? Неужто опять в допетровской России?..

Анатолий Струнин

Лондон





























































Tags: 2013, Лондон, Музейные истории, Репортаж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments