Анатолий Струнин (a_strunin) wrote,
Анатолий Струнин
a_strunin

В гости к Мусоргскому



Чтобы добраться до музея Мусоргского, нужно от Москвы проехать четыреста километров по трассе «Москва-Балтия». От Питера будет поменьше. Пока едешь, думаешь о судьбе Модеста Петровича и слушаешь его оперу Борис Годунов. И можно гарантировать: километров так через сто пятьдесят у вас будет настроение хуже некуда – мрачное и тревожное, как вступление к опере…


Судьба этого великого русского композитора была не очень везучей, вся какая-то ломаная. Родившись в типичной дворянской семье, ведущей свое начало от самого Рюрика, он с детства умел и любил музицировать. Но как потомственный дворянин, должен был какое-то время послужить царю и Отечеству. В семнадцать лет, после окончания привилегированной Школы гвардейских прапорщиков, юный Модест был определен в Преображенский гвардейский полк. Жизнь начинала складываться вполне ожидаемым образом. Но спустя несколько лет он внезапно оставляет службу и целиком погружается в музыку. С этого момента закончилась его благополучная жизнь и началась творческая – полная счастливых озарений и тяжких разочарований…

И тут надо сказать, что Мусоргский, несмотря на то, что был барином, оказался на удивление народным композитором. В том смысле, что в его исключительно новаторском подходе присутствовала весьма весомо тема народных песен и напевов. Он видел в этом и опору для своей творческой концепции, и источник вдохновения. И оттого, видимо, его гений не был безоговорочно оценен современниками. Многие коллеги и музыканты снисходительно относились к его произведениям, считали их не достаточно совершенными в гармонии, форме и оркестровке. Отчасти, это соответствовало действительности. Поэтому его произведения приходилось доводить до ума перед постановками или исполнениями. Огромную помощь в этом Мусоргскому оказывал его близкий друг Римский-Корсаков, в редакции которого публика впервые знакомилась с произведениями Модеста Петровича.

Но несмотря на то, что «Борис Годунов» был поставлен и с триумфом шел в Петербурге, личная жизнь и дела у Мусоргского не шли. По нему больно ударила крестьянская реформа 1861 года, оставив без средств к существованию. Будучи человеком либеральных взглядов, он даже в ущерб своим материальным интересам пошел дальше и уступил свою долю наследства, чтобы с освободить крестьян от выкупных платежей. Поэтому наряду с поиском своего пути в музыке и написанием новых произведений ему приходилось унизительно служить в государственных учреждениях.

Жизненные неурядицы, алкоголь постепенно сводили на нет и без того не дюжинное здоровье композитора. В 42 года он умер, оставив после себя такие выдающиеся произведения, как оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», вокальные циклы «Детская», «Без солнца» и «Песни и пляски смерти».

Дом-музей Мусоргского расположен в старинном доме с мезонином, который раньше принадлежал его родному деду. Найти его просто. Нужно свернуть с трассы «Москва-Балтия» на четырехсотом километре и дальше, где по асфальту, где по грунтовке, еще проехать километров пятнадцать до села Наумово. Здесь кругом полно ведомственных домов отдыха, так что есть, остановиться. Да и при самом музее есть гостевые домики и баня. В музее работают милые люди и с радостью вам все покажут и расскажут. А если повезет, то попадете на какое-нибудь музыкальное мероприятие – еще и наслушаетесь замечательной музыки... Возвращаясь обратно, я вот поставил запасенный ранее диск с «Ивановой ночью на Лысой горе». Скажу вам честно: крутая вещь, но веселее от неё так и не стало!..

Анатолий Струнин
Наумово, Псковской области





















































Tags: 2013, Музейные истории, Репортаж, Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments