Анатолий Струнин (a_strunin) wrote,
Анатолий Струнин
a_strunin

Category:

Питерские экскурсии. Русский музей



Русский музей в Санкт-Петербурге - это совсем не одно и тоже, что Эрмитаж. Он и создавался, вероятно, в далеком в 1895 году совсем с другими целями. И почему-то мне кажется, что они вполне созвучны многим сегодняшним из разряда поиска «скреп». Только в данном случае – в искусстве.


И тут нужно понимать, что русское искусство, в частности, изобразительное, сильно отставало от западного по своему развитию. В силу элементарных исторических причин. В то время, когда западные художники брали вершину за вершиной в реалистичности изображения человека и его дел, пусть в религиозном или мифологическом осмыслении, то в Древней Руси в основном писали иконы и расписывали храмы. И достигли в этом очень больших успехов. Именно с икон таких мастеров, как Андрей Рублев и Симон Ушаков, и начались фонды Русского музея. Сегодня в нем хранятся около пяти тысяч икон XII — начала XX века.

«Начались» - конечно, условно. Формально же первоначальная художественная коллекция музея была собрана из произведений, переданных из Императорской Академии художеств и Эрмитажа, Гатчинского и Александровского дворцов, частных коллекций. А сейчас в нем хранятся уже около пятнадцати тысяч картин художников XVIII—XX веков. Да вы наверняка многих из них знаете, как и их хрестоматийные произведения - «Последний день Помпеи» Карла Брюлова или «Девятый вал» Ивана Айвазовского.

Ну, и совсем обалденное впечатление производят такие, увиденные «в живую» картины, как «Бурлаки на Волге» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Ильи Репина, «Витязь на распутье» Виктора Васнецова, «Переход Суворова через Альпы» Василия Сурикова… А ведь еще там же есть Борис Кустодиев со знаменитым портретом Федора Шаляпина, Валентин Серов с «Похищением Европы», Кузьма Петров-Водкин со своей «Богородицей»… Но это уже XX век, но еще дореволюционная русская живопись без лживого соцреализма.

И вот странно, но именно в Русском музее, мне лично показалось как-то более комфортно. Не знаю, с чем это связано. И уж во всяком случае не с моим личным поиском «скреп». Может быть, в отличие от Эрмитажа, Русский музей устроен более камерно, уютно. Да и персонал его еще не успел так озлобиться на тысячи посетителей и смотрит на людей менее подозрительно.

Сам же музей, его главное здание Михайловский дворец, был относительно недавно отреставрирован, выглядит свежо и очень благородно. Особенно на контрасте с мрачной питерской погодой зимой и обшарпанной архитектурой недалекого советского прошлого. Впрочем, не будь всего этого, в таком количестве и замесе, то и Санкт-Петербург был бы другим. И назывался бы, наверное, по-другому – Амстердамом или Парижем. Но это уже другая история, и к экскурсии в Питер не относится…

Еще Питер:

Питерские экскурсии. Эрмитаж -
http://a-strunin.livejournal.com/90199.html
Питерские экскурсии. Русский музей -
http://a-strunin.livejournal.com/90521.html
На Невском в Питере -
http://a-strunin.livejournal.com/86712.html
Крепость особого назначения -
http://a-strunin.livejournal.com/20194.html

Анатолий Струнин
Санкт-Петербург


























































Tags: 2015, Музейные истории, Репортаж, Россия, Трэвел
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments