?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Чумовая жизнь



В Заполярье пришла весна. Пока еще ранняя. И она здесь не такая, как в других краях. А скорее робкая и застенчивая. Прямо как ненецкая девушка. И поначалу о такой весне говорит разве что ранний восход солнца и легкое дуновение теплого воздуха. А до таяния снега и первых лужиц – еще не скоро… Но отцы семейств уже готовятся к весеннему отелу в стадах и строят «бизнес-планы» на будущее, а девушки примеряют традиционно яркие (цвета «вырви глаз») платья, пошитые зимой. У всех появляются новые дела, и они не скучные!..


А к гостям в стойбищах, особенно тех, что ближе к Салехарду, относятся с терпением. Охотно поят чаем, угощают парной олениной. Даже могут показательно побегать за олежками, побросать плетеный из кожи аркан - тынзей... Ведь, как правило, с гостями приезжают и местные начальники. Глядишь, что-то и перепадёт в качестве бонуса за гостеприимство.

Хотя северные люди и так не жлобливые. Суровая жизнь в суровых краях выработали сдержанное, но радушное отношение к визитерам с Большой земли. Похоже даже, что они относятся к ним с иронией, буквально как к детям. Что с них взять – ведь ни чум поставить не смогут, ни упряжку собрать, ни оленя освежевать...

Ну и мы тоже горазды удивляться простым и очевидным для Севера вещам. Как, дескать, можно всё еще жить по таким архаичным обычаям? Почему - чум, нарты, а не более современные передвижные жилища? Неужели еще не придумали?..

Наверняка придумали, и где-нибудь уже есть – на Аляске или севере Канады. А у нас пока по-старинке – и нарты, и чум. И кстати, вполне оправданный и разумный выбор. Взять те же нарты в оленьей упряжке. Ходят и зимой, и летом. Есть варианты грузовых нарт, а есть и пассажирских. Причем, для женщин – особенные, с бортиками, а иногда и с навесом, типа кибитки. И пусть на снегоходе быстрее и легче передвигаться по глубокому снегу или ледяному насту, но где бензина на него напасешься в тундре?..

Или – чум. Вот уж поистине сакральное место для северных народов! Куда ни ткнись внутри, везде символичные вещи и зоны, включая священный жердь по середине – «симзы». Чуть в сторонке от «сизмы» находится пространство «си», куда ни женщинам, ни детям ступать нельзя. Только главе семьи или старшим мужчинам. Насколько я понял, это место находится за цветной занавесочной, что напротив входа. Там хранятся все ценные вещи, сбережения и реликвии, оружие и ларь с инструментами. Но что-то я не заметил особого почтения женщин к этой зоне, именно оттуда они подносили угощение гостям.

Однако «сесть поесть» здесь не говорят. Используют паллиативную форму «почаевничать». В меню – отварная оленина, рыбный супчик, чай с баранками. Спиртного – ни-ни! У северных народов с ним особые отношения, вовсе не дружественные. И это надо учитывать, если не хотите схлопотать от хозяйки…

Кстати, устанавливать чум – сугубо женская обязанность. Странно, не правда ли? Тут в однодневном походе палатку-то замучаешься ставить, а тут пятиметровое сооружение с тяжеленым меховым покрытием!.. Как им это удается?

Да почти элементарно. Оказывается, тысячелетняя история чума все отшлифовала. Сначала на снег укладывают несколько специальных жердей, оструганных и тщательно высушенных. Затем поверх кладут нюки, полотнища из оленьих шкур. Для зимнего чума используют двойные нюки - мехом внутрь и наружу. К будущей вершине привязывают веревку и, навалившись гуртом, ставят все сооружение вертикально. После чего расставляют основавшиеся жерди по периметру (ровно 36 штук), кладут доски на пол и ставят посередине железную печку с трубой. И жилище почти готово. Слева от входа будет женская половина, справа – мужская. А рядом с печкой у приземистого столика гостиная, она же обеденная зона.

И надо сказать, по своему в чуме уютно. Когда тепло и пахнет вкусной едой. После разговоров про житье-бытье, обильного угощения неизбежно тянет в сон. Можно не церемониться и даже не раздеваться, а просто привалиться к стеночке и уйти куда-нибудь мыслями в далёкое-придалёкое прошлое, где люди жили вот так же просто, без телевизоров и фейсбуков. И были, может быть, чуточку добрее и человечнее…

Еще Салехард:

2015:
Февраль, Салехард, Чумовая жизнь -
http://a-strunin.livejournal.com/97353.html
2014
Март, Салехард. Селехардские зимние игры -
http://a-strunin.livejournal.com/72435.html
Март, Салехард. Обгоняя ветер (Ямалкан - III) -
http://a-strunin.livejournal.com/72625.html
2013:
Март, Салехард. Кино и ненцы –
http://a-strunin.livejournal.com/47342.html
Март, Салехард. Лучший праздник года – День оленевода!.. –
http://a-strunin.livejournal.com/46907.html
Март, Салехард. Заполярная правда –
http://a-strunin.livejournal.com/46734.html
Март, Салехард. Испытание тундрой (Ямалкан – II) –
http://a-strunin.livejournal.com/42621.html
Март, Салехард. Съезд провели, осталось выжить..
http://a-strunin.livejournal.com/44418.html
2012:
Март, Салехард. День оленевода –
http://a-strunin.livejournal.com/26845.html
Март, Салехард. Снегоходный марафон (Ямалкан - I) –
http://a-strunin.livejournal.com/42410.html
Март, Салехард. 66–я параллель –
http://a-strunin.livejournal.com/26216.html

Анатолий Струнин
Ямал



















































Содержание::

Комментарии

Igor Adelman
14 мар, 2015 04:52 (UTC)
Откуда заблуждение, что раньше люди были добрее и человечнее?
ejishka
14 мар, 2015 10:07 (UTC)
нужно же какое-нибудь утешение придумать (типа "а зато мы духовные!")
antonapostol
14 мар, 2015 20:04 (UTC)
это оттого, что народы, живущие по архаичным понятиям, которые кажутся более отсталыми в смысле цивилизации, как правило, оказываются более добрыми и человечными. А они и есть люди из "раньше".
Igor Adelman
14 мар, 2015 20:25 (UTC)
Это не так.
В моём доме-корабле (25 этажей и 12 подъездов) по населению равном населению долины в Новой Гвинее, убийств на моей памяти не было совершено ни одного. А в этой гвинейской долине процент мужчин, убитых по архаичному закону кровной мести довольно существенен. (если верить этнографу Джареду Даймонду)

Уверяю Вас, зверских преступлений на душу населения в Москве совершается гораздо меньше, чем в глухих медвежьих углах Брянщины или Орловщины, живущих по "архаичным" законам.
Или, скажем, в Африке.
antonapostol
14 мар, 2015 20:53 (UTC)
я прошлым летом был на Памире, например, там живут более чем архаично. и при этом у них до недавнего времени воровства даже не было как такового. продавец из магазина мог на пол-дня уйти домой, а покупатели сами брали товар и деньги оставляли. не говоря уже про то, чтобы пустить переночевать прохожего. В вашем доме-корабле многие ли пустят переночевать даже не таджика, а своего соплеменника незнакомого?

в Африке я могу подойти к любому человеку (или они ко мне) и просто поговорить за жизнь. В России и Европе большинство подумает, что я ненормальный.

а на Брянщине и Орловщине бухают много ибо.
Igor Adelman
15 мар, 2015 07:20 (UTC)
А на Памире ислам. Мусульмане в принципе не воруют.
И архаика тут не при чём.
antonapostol
15 мар, 2015 10:16 (UTC)
так, да не так :) . у них исмаилизм. это очень специфический ислам. бухают - только в путь. а в соседних таджикских областях не бухают, зато воруют.

да и сам ислам как таковой ведь тоже архаичная вещь, разве нет?
enemy_my
14 мар, 2015 21:54 (UTC)
Доброта от архаичности не зависит никак. В каком-нибудь неизвестном племени в джунглях Амазонии (архаичнее некуда), местные могут себе подобных кушать на завтрак. И вас могут скушать, если туда попадете и чем-нибудь им не понравитесь.
А на каком-нибудь греческом острове, где wifi в каждом доме с приличной скоростью, такие же добрые и простые люди ключи в машинах оставляют и лавку могут не запирают и поболтать готовы (причем и на английском).
antonapostol
14 мар, 2015 22:07 (UTC)
В племенах нигде просто так никого не кушают, только оттого, что кушать хотят или что-то не понравилось. это слишком поверхностный подход так думать. для того, чтоб тебя скушали, нужно как минимум совершить очень серьёзный косяк. После того, как я это понял, я Африки перестал бояться. Исключения из этого правила - это из ряда вон. А случаи каннибализма и в России случаются, причём уже без причины.
На греческих островах местный народ, кстати, весьма архаичен и верующ, разве нет? не те работники, что приехали туристов обслуживать, а именно местные. Там до сих пор на лирах и волынках играют, причём не реконструкторы, у меня есть несколько дисков.
enemy_my
14 мар, 2015 22:53 (UTC)
"Только оттого, что кушать хотят или что-то не понравилось", лукавите. То есть в той же Африке всё хорошо, никого не грабят, не убивают, не насилуют, все живут счастливо? Или те, кто грабят и убивают, недостаточно архаичны в силу наличия АКМ?

В конце концов, что вы понимаете под архаичностью, веру и игру на волынке? То что греки пользуются сетью, мобильной связью, машинами, компьютерами не делает их менее архаичными потому что есть волынка? =)
antonapostol
14 мар, 2015 23:05 (UTC)
ни грамма не лукавлю, я и сейчас в Африке нахожусь. "недостаточно архаичны в силу наличия АКМ" - именно так и есть. Большие города в Африке совершенно современны и потому местами достаточно стрёмны именно грабят, убивают, насилуют, а вот в деревнях тишь и благодать, и кстати, чистота.

Под архаичностью я понимаю в первую очередь приверженность собственным вековым традициям и никак её не связываю с пользованием мобильными телефонами как таковыми, но через них, конечно, глобализация приходит, тут ничего не поделать. Но народов, которые не пользуются мобильной связью и автомобилями в общей массе населения Земли уже давно пренебрежимо малый процент. То есть да, вера (реальная, а не номинальная) и игра на волынке как элементы традиции для меня входят в понятие архаичности. а для вас?
enemy_my
15 мар, 2015 00:01 (UTC)
Моя мысль изначально была о том, что архаичность никак не связана с добротой. При этом Вы определяете архаичность как приверженность вековым традициям. У некоторых народов вековые традиции весьма жестокие, например, сейчас такая организации как ИГИЛ ратует за традиционные ценности.
Дополню свою мысль: архаичность, традиционность и доброта никак не связаны между собой :-)
antonapostol
15 мар, 2015 00:13 (UTC)
а я-то хотел сказать вот что на самом деле - среди людей, живущих по более архаичным понятиям, я лично наблюдал больше доброты, чем среди живущих по понятиям современным, глобализированным. вот и всё. С ИГИЛ я не сталкивался, мне про них нечего сказать. Но я совершенно точно могу сказать, что самый безопасный город из тех, что я пока что посетил - это внезапно Хартум, столица Судана. Не Лондони не Монреаль. А в Хартуме тоже ратуют за традиционные ценности. Так что не всё так однозначно, по крайней мере.
(без темы) - enemy_my - 15 мар, 2015 00:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - antonapostol - 15 мар, 2015 01:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_strunin - 16 мар, 2015 08:36 (UTC) - Развернуть
yelya_lenuka
15 мар, 2015 03:42 (UTC)
я бы вообще постеснялась использовать прилагательные "добрые" и "человечные" по отношению к ненцам и хантам. Особенно в понятии европейского человека :)
a_strunin
16 мар, 2015 08:34 (UTC)
Так я ведь не утверждаю, там оборот "может быть" есть, не заметили?.. :)